Рост бизнеса курьерской доставки и его вызовы
За последние годы сектор курьерских услуг значительно расширился, что связано с бурным развитием онлайн-торговли. Однако это также привело к возникновению новых угроз, связанных с деятельностью недобросовестных участников рынка. На круглом столе в Агентстве Бизнес Новостей эксперты, юристы и представители профессиональных объединений обсудили актуальные вызовы и подчеркнули необходимость разработки новых правовых норм и судебной практики.
Проблема исчезновения грузов
Исчезновение грузов во время транспортировки или после их получения становится все более распространенным явлением. За последние 4 года и 5 месяцев было зафиксировано похищение грузов на сумму более 4,5 миллиарда рублей, что было озвучено заместителем директора компании ИМПАКТ, Алексеем Кожевниковым.
Необходимость законодательных изменений
Адвокат Игорь Штин на встрече отметил, что законодательство требует четкого разграничения понятий грузоперевозки и курьерской доставки. Он поделился проблемой, с которой сталкивается в суде с клиентом, компанией ООО «Экспресс», указывая на неопределенности в действующих нормах закона.
Сложные судебные дела
Генеральный директор ООО «Экспресс», Евгений Нижеметов, рассказал о ситуации, когда компания получила иск на 25 миллионов рублей за «утерянный» груз. Несмотря на то что все процедуры выдачи груза были соблюдены, правоохранительные органы через полтора часа после выдачи начали выяснять, куда подевался груз.
Конфликт между уголовным и гражданским правом
Участники встречи отметили, что арбитражный суд не приостановил рассмотрение иска до завершения уголовного расследования, что вызвало удивление у экспертов. Александр Ефимов и Анастасия Шаварова подчеркнули, что добиться возбуждения уголовного дела по фактам мошенничества крайне сложно, и молниеносная реакция со стороны правоохранительных органов не является нормой.

Проблемы, вызываемые мошенниками
Участники обсуждения пришли к выводу, что мошеннические схемы не являются единичными случаями и могут иметь коррупционную подоплеку. Проверять каждую партию груза при значительном объеме заказов представляется практически невозможным.
Затраты на страхование грузов
Эксперты также указали на то, что сотрудники курьерских служб не могут заставить клиентов указывать стоимость груза или его страховать. Страховщики не спешат работать в этой области из-за высоких рисков.
«На крупных онлайн-площадках работают системы по борьбе со страховым мошенничеством, которые помогают минимизировать риски, но в курьерской доставке аналогичные подходы пока не готовы реализовать», — отметил Константин Алтунин, замдиректора Страхового Дома ВСК.
Актуальность проблемы
Алексей Кожевников сообщил, что эксперты ИМПАКТ наблюдали за действиями водителей и условиями исчезновения грузов. Пропажа металла в последнее время стала более частым фактом, что наводит на мысль о системности этой проблемы.

Регламентация работы курьерских компаний
Станислав Наркевич, руководитель направления «Грузовичкоф Бизнес», заявил, что один из способов борьбы с мошенничеством — это создание четких регламентов для сотрудников, что должно повысить их внимательность и осторожность при работе с грузами.
Взгляд на ситуацию со стороны государства
Эксперты согласны, что государственные структуры также должны обратить внимание на данную проблему, особенно на противоречие в том, что без оценочной стоимости и страховки к перевозчикам могут предъявляться многомиллионные иски.
Мошенничество в курьерской доставке
По словам экспертов, мошенничество не исчезает, а перенаправляется в новые области экономики, такие как рынок доставки груза. Один из ярких примеров — случай с петербургским предпринимателем Эльдаром Караханом, который столкнулся с кражей груза стоимостью в десятки миллионов рублей при использовании услуг компании «Экспресс.М».
Сообщение Операторы курьерской доставки приехали в арбитраж появилось сначала на Гражданин и закон.